Cолдатское счастье

Конгресс США выделил $106 млрд на покупку 70 тысяч новых комплектов военной формы для американских солдат в Афганистане. Это самый крупный контракт подобного рода в современной истории. Почему повседневной армейской одежде придается такое значение? Журнал «Тайм» решил исследовать историю камуфляжа.

Первыми камуфлерами стали французы

Говорят, что встречают по одежке. Это в первую очередь касается военных. Их форма указывает на род войск, звание и ранг. А когда имеют в виду камуфляж, речь идет о жизни и смерти.

В Первую мировую войну искусство камуфляжа стало стратегически важным фактором в ходе боевых действий — с тех пор началось плодотворное сотрудничество солдат, художников и (не удивляйтесь!) натуралистов. 90 лет назад, в 1909 году в США вышла книга ученого зоолога Эббота Тэера «Маскировочный окрас в царстве животных» — впоследствии настольная книга для американских спецпоздразделений.

Но пионерами в этом деле были французы. В 1915 году во Франции создали первую боевую группу, одетую в камуфляж. Эти бойцы называли себя камуфлерами. Произошло это, конечно, не просто так: после сокрушительного поражения от немцев французские генералы убедились, что солдаты в стильных белых перчатках и красных панталонах выглядят слишком заметно на поле боя. С тех пор в военном деле началась новая эра — форма помогала солдатам укрыться от бомбежки, обстрелов и прочих военных неприятностей. Старые яркие и обвешанные ненужными аксессуарами наряды были, наконец, признаны не просто старомодными, но и опасными для жизни.

Камуфляж позаимствовали у кубистов

Новую расцветку ткани позаимствовали у художников-кубистов, которые использовали особую технику «тромплей» (с французского — «обман зрения») эпохи Возрождения. Особо отличились в разработке первых моделей художники Грант Вуд и Жак Виллон, которые служили в отрядах «камуфлеров» во время войны. С началом Второй мировой предложения художников, скульпторов и даже специалистов по рекламе рекой потекли в американский Форт-Белвор — штаб-квартиру по разработке камуфляжа. В 1942 году журнал «Тайм» писал: «Там не должно быть места для эксперта-колориста или любого другого человека, который не может пройти 30 километров в полной боевой экипировке».

Действительно, художники и любители природы очень скоро уступили дорогу ученым-нейробиологам и специалистам по психологии поведения. Именно они начали изучать способности человеческого глаза замечать тот или иной объект и в результате помогли создать действительно сложную и эффективную цветовую модель. «Полоски тигра» — окрас формы, которую носили американские войска во время войны во Вьетнаме — заменили «лесные мотивы», разработанные специально для Ганы, Замбии, Уганды и Либерии. Солдаты, которые участвовали в войне в Персидском заливе, переоделись в другой камуфляж, цвет которого напоминал им домашнее печенье с шоколадом. Во время военных действий в Египте появилась еще одна раскраска, которую создатели также любовно-ностальгически назвали «яичница-болтунья». Последние две модели идеально сливались с каменистым и песчаным ландшафтом пустыни.

В 2001 году военно-морские силы США представили свою разработку, которая представляла комбинацию маленьких квадратиков зеленого, серого коричневого и песочного цветов. Благодаря тому, что эта схема, а не крупные пятна, использовавшиеся раньше, менее заметна на природном ландшафте, ее со временем приняли как основу камуфляжа для всех родов войск.

Голландцы изобрели плащ-невидимку

В 1972 году военный камуфляж стал хитом сезона для модников всего мира. И все благодаря охотнику-любителю Джиму Крамли. Однажды он взял черный маркер и нарисовал на своих джинсах и футболке полоски, напоминающие кору дерева. Спустя десятилетие ему удалось запатентовать рисунок, который он назвал трейдбарк. Поначалу Джим размещал маленькие рекламные блоки в специализированном журнале для охотников Bowhunter, но уже через пару лет одежда с такой раскраской появилась во всех крупнейших каталогах страны. Когда в руки американских военных сдался бывший диктатор Панамы Мануэль Норьега, одетый в трейдбак, Крампли пришла в голову идея использовать пленного в своей рекламной кампании. Представляете слоган «Неудивительно, что его пришлось так долго ловить»?

Камуфляжное безумие охватило мир в 1980-х годах. Подростки и солидные люди расхаживали в одежде с характерными пятнами зеленого, песочного и коричневого цветов. Торговые эксперты заявляли, что такой бум вызвали военные компании США в Ливане и Гренаде.

В 1984 году в журнале «Тайм» один из производителей одежды рассказывал: «Мне кажется, люди носят одежду в военном стиле в первую очередь потому, что они гордятся Соединенными Штатами». Мы-то с вами понимаем, что это не совсем так. И сегодня молодежь носит брюки с традиционным «лесным мотивом», разработанным когда-то для Замбии, но с безумными цветами: оранжевым, желтым или розовым. Камуфляжная расцветка появляется везде: от белья до туалетной бумаги, а военные мотивы — даже в коллекциях таких дизайнеров с мировым именем, как Кристиан Диор и Николь Миллер.

Конечно, камуфляж — не только одежда. Еще во время Второй мировой войны использовали камуфляжные сетки, чтобы скрыть аэропорты, нефтяные танкеры и другие стратегические объекты от нападений с воздуха. Современные же виниловые принты способны замаскировать целые мосты. На военную технику сейчас наносят временный камуфляж, который потом можно просто и быстро смыть. Одна голландская компания разрабатывает новые, суперсовременные системы камуфляжа, представляющие собой тонкие пластиковые листы, которые благодаря светодиодам и микрокамерам мимикрируют, принимая цвет окружающей среды. Уже разработана особая ткань, помогающая скрыть тепловое излучение от инфракрасного радара. Ткань успели окрестить «плащ-невидимка». Да, много воды утекло со времен выхода в свет книги Эббота Тэера.

Перевод Екатерины Гринишиной