Парламент дружбы народов

Парламент — зеркало общества. В идеале он должен пропорционально представлять интересы всех социальных групп, в том числе нацменьшинств. «Известия в Украине» решили разобраться, представителей каких национальностей можно встретить в Верховной Раде Украины и как они защищают интересы своих этнических групп.

Русские в большинстве

Вполне логично, что самое большое представительство после украинцев в Верховной Раде — этнические русские. Люди, которые тем или иным образом связаны с Россией, есть в каждой фракции. К примеру, «регионал» Николай Азаров — уроженец Калуги, его коллега по фракции Василий Киселев родился в Челябинской области, еще один член Партии регионов, бывший глава Федерации профсоюзов Украины Александр Стоян родом из Подмосковья. Также в России родились «тимошенковцы» Юрий Сербин и Сергей Сас, а Анатолий Ягоферов, хоть и уроженец города Конотопа Сумской области, но в своей биографии, в графе национальность отметил «русский». На территории нашего северного соседа родились «нашеукраинец» Николай Катеринчук, коммунисты Евгений Мармазов, Иван Герасимов и Алексей Баурин, а также депутат от Блока Литвина Ирина Белоусова.

Довольно много в украинском парламенте представителей еврейского народа — таких «Известия в Украине» насчитали десять. Среди них «регионалы» Ефим Звягильский, Ян Табачник, Борис Дейч и «тимошенковец» Александр Фельдман.

Немногим меньше в Верховной Раде насчитывается этнических греков, мандаты народных депутатов имеют семеро: «регионалы» Василий Хара, Георгий Скударь, Василий Джарты, бывший генеральный прокурор Украины Геннадий Васильев и его брат Александр Васильев, коммунист Спиридон Килинкаров и «тимошенковец» Евгений Константинов.

Татары сильны в футболе

Сильна в Верховной Раде и татарская «диаспора». Безусловно, самый известный представитель этого народа в украинском парламенте — «регионал» Ринат Ахметов, президент футбольного клуба «Шахтер». Еще один татарин в парламенте также связан с Партией регионов и футболом. Речь идет о почетном президенте Профессиональной футбольной лиги Равиле Сафиуллине. Татарское происхождение в связи с фамилией приписывают также «регионалке» Татьяне Бахтеевой.

Единственным представителем крымских татар в Верховной Раде остался глава меджлиса крымско-татарского народа, «нашеукраинец» Мустафа Джемилев. Долгое время его соратником в парламенте был крымчанин Рефат Чубаров, однако на внеочередных выборах Верховной Рады в 2007 году он попал в непроходную часть списка блока «Наша Украина — Народная Самооборона».

Соседи — рядом

Есть среди украинских народных избранников выходцы с Кавказа. Так, кандидат в министры транспорта, «тимошенковец» Тариэл Васадзе и «нашеукраинец» Давид Жвания уроженцы Грузии. Азербайджанские корни в Верховной Раде также у двоих. Это член Блока Юлии Тимошенко Олег Бабаев и член фракции «Наша Украина — Народная Самооборона» Эдуард Зейналов. Армянская диаспора в парламенте представлена «тимошенковцем» Гарегином Арутюновым и «регионалом» Нвером Мхитаряном.

Работают в парламенте дагестанец из Партии регионов Нурулисам Аркаллаев, его коллега по фракции — этнический осетин Эльбрус Тедеев, а также еще один уроженец Северной Осетии «тимошенковец» Николай Баграев.

Наконец, не обошлось в нынешнем созыве Верховной Рады без нескольких представителей ближайших соседей Украины. Этнических поляков в парламенте представляет член блока «Наша Украина — Народная Самооборона» Павел Жебривский, а этнических румын — «регионал» Иван Попеску. Бывший премьер-министр Украины Анатолий Кинах — уроженец Молдовы. А у лидера Партии регионов Виктора Януковича прослеживаются белорусские корни: его дед жил в селе Януки Витебской области, куда главный «регионал» наведывался в период своего первого премьерства.

Этнический вопрос второстепенен

Несмотря на столь разнообразную многонациональную картину в украинском парламенте, депутаты и эксперты отмечают: четкой политики по представительству интересов этнических групп на Украине нет.

«Наша избирательная система ограничивает возможности. Для того чтобы быть представленным в парламенте, национальное меньшинство или культурная группа обязательно должны иметь своих людей в той или иной партии. В итоге получается, что эти представители должны согласовывать свои действия с программами партий, а это иногда очень проблематично», — говорит «Известиям в Украине» крымский татарин Мустафа Джемилев.

С такой точкой зрения согласен этнический румын Иван Попеску: «Национальные меньшинства на Украине официально не представлены в парламенте. Общинам приходится договариваться с политиками». Улучшить ситуацию, по его мнению, может введение «открытых» избирательных списков, а также квот в парламенте для самых многочисленных национальных меньшинств. «Таким путем пошли несколько восточноевропейских государств, в частности Румыния и Словения», — добавляет Иван Попеску.

Впрочем, эксперты предупреждают: введению квот должна предшествовать серьезная работа по определению правового статуса национальных меньшинств. «Сегодня у нас организация любителей пива и этнические ассоциации имеют одинаковый правовой статус. Поэтому, если будут введены квоты для национальных меньшинств, то по сегодняшней логике необходимо будет предоставить место в парламенте не только представителям этнических групп, но и тем самым любителям пива», — объясняет «Известиям в Украине» Владимир Кушниренко, директор Центра комплексных исследований глобальных мегатенденций.

Сами депутаты говорят: они редко акцентируют внимание на том, откуда родом. «Мы должны строить политическую нацию. Украинский депутат может иметь разное происхождение, но главное — чтобы он чувствовал себя гражданином Украины», — считает Михаил Жебривский. В то же время, профессор политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» Алексей Гарань отмечает: украинский народ вобрал в себя многих представителей других наций. «Украина проводит вполне толерантную политику в отношении национальных меньшинств. В результате мы можем констатировать, что украинская политическая нация поликультурна. Она включает представителей разных этносов, которые считают себя гражданами Украины и с уважением относятся к ее истории и культуре. Особо серьезных проблем с представлением этой поликультурности в парламенте у нас не наблюдается», — подытоживает Алексей Гарань.